Работа для всех, вакансии, карьера

Специфика управленческой деятельности женщин

Согласно теории менеджмента, эффективность управления зависит от личных качеств руководителя, от стиля руководства (поведенческий подход) и от умения реагировать на изменение ситуации (ситуационный подход).
Личные качества женщин-руководителей в целом совпадают с мужскими, это по мере убывания ранга: интеллект, собственная инициатива, интуиция, коммуникативные способности, способность добиваться своего и уравновешенность. Часто женская интуиция противопоставляется мужскому рационализму, но в современном менеджменте роль интуиции и коммуникаций в принципе возросла.

Хорошие коммуникационные способности выделяют женщин-менеджеров. Женщинам хорошо удаются невербальные способы коммуникации (использование жеста, интонации, улыбки). Они умеют слушать, что особенно важно. Эмпатия и открытость облегчают контакты с подчиненными и с партнерами.

Распространенное бытовое представление о том, что женщинам присущи зависть, мелочная суета, что они не способны к плодотворному сотрудничеству, не относится к успешным менеджерам. Наоборот, они умеют строить сети деловой и дружеской поддержки, налаживать хорошее взаимодействие с клиентами, со сторонними организациями, с представителями властных структур.

Интересно, что сами женщины-руководители не выделяют в списке качеств, необходимых для эффективного управления, такие формально феминные, как мягкость, эмоциональность, терпение, материнская заботливость, и такие формально маскулинные, как решительность, рационализм, отцовская заботливость.

Недостатками женщин-руководителей, можно назвать нехватку самостоятельности и решительности по сравнению с мужчинами. Однако сами они связывают это не с личными особенностями, чертами характера, а с тем, что женщины при проявлении самостоятельности и решительности рискуют больше, чем мужчины. Ожидания вышестоящего руководства в их отношении предполагают большую зависимость. Такая трактовка может свидетельствовать как о реальной гендерной дискриминации, так и о самоощущении (или самооправдании) женщин-руководителей. Еще одно качество, которое, по оценке женщин, помогает мужчинам и которого недостает им, - честолюбие.

Отличительные качества женщин-руководителей не специфически маскулинные или феминные, а те, что способствуют успеху: трудолюбие, желание и умение постоянно учиться, осваивать новое, инициативность, интеллект, настойчивость. Необходимость постоянной учебы, повышения квалификации подчеркивают все без исключения.

Для женщин-руководителей характерна высокая самооценка, они считают себя хорошими специалистами и руководителями. У них нет чувства ущемленности. В силу этого, очевидно, к феминистическим идеям они относятся сдержанно.

В российском сознании образ радикальной феминистки связан с отрицанием женственности, с женщиной - бесполым существом. Для российских женщин-менеджеров это заведомо чуждо, что находит отражение, в частности, в их манере одеваться. Конечно, стиль одежды различен у руководителей, работающих в разных сферах (профессор университета отличается от владелицы фирмы). Но в целом можно сказать, что женщины не придерживаются строгого стиля, предпочитают женственность (нарядность), любят украшения, не пренебрегают мини-юбками и т.п. Строгий деловой "костюм менеджера" характерен для тех, кто работает в совместных предприятиях или общается с иностранными партнерами.

Представляет интерес анализ мотивов, по которым женщины выбрали тяжелый путь к служебной карьере и стремятся закрепиться на руководящей должности. Среди этих мотивов можно выделить следующие:

1. Работа и власть - "наркотики".

Чем дольше женщина работает руководителем, чем выше уровень ее самостоятельности, чем больше у нее властных полномочий, тем выше она ценит эту роль. "Это наркотик, от этого невозможно отказаться ". Стремление к самовыражению в работе и к власти становится основной мотивацией.

2. Материальная независимость.

Возможность свободно тратить деньги важна, но второстепенна.

3. Самореализация. Чувство гордости своими достижениями.

"Мне важно, что я сумела, что у меня получилось ", "Я столькому научилась за это время ".

4. Социальная значимость работы.

Многие женщины-руководители не скрывают своей гордости за то, что их работа нужна не только им самим, но и многим людям - и тем, кому они предоставили рабочие места, и тем, кого можно отнести к клиентам.

Рейтинг: 
0
No votes yet