Работа для всех, вакансии, карьера

Умения, необходимые при устройстве на работу

Нынешняя молодежь, наверно, более рискованна в выборе профессиональной самореализации, чем например ее сверстники 90-х. Молодые люди сегодня ориентированы на быстрое зарабатывание денег, скорую карьеру, считают, что если не получится в одной сфере деятельности, поищут еще чего-нибудь.

Недооценка сущности происходящего влияет не только на остроту внутренних переживаний, но и на обоснованность принимаемых решений при выборе варианта трудоустройства. Стратегия профессиональной реализации подменяется эмоциональной сиюминутной тактикой, что ведет к эмоциональному выгоранию на любом месте работы и усугубляет положение молодого человека на рынке труда по мере его взросления.

Работодатели сегодня - это собственники, заинтересованные в продвижении бизнеса, и не секрет, что руководители приветствуют приток молодых, энергичных, мобильных, но при этом хотят получить опытных, квалифицированных специалистов. Выпускники школ и университетов обладают многими положительными качествами, кроме последних, причем финансовые притязания молодежи сегодня немалые. Как совместить потенциальные возможности юношей и девушек и их притязания? Трудоустройство по знакомству? По принципу "повезет"? Или - "сегодня все, а завтра еще не наступило"?

Профессиональная самореализация должна строиться не на случайностях. Приведем пример. Андрей в школе учился лишь бы доучиться, да так и не сумел ее закончить. Когда одноклассники обучались в вузах, Андрей перебивался случайными заработками: то грузчиком, то разносчиком еды и т. п. Повзрослев, понял, что от жизни просто так "взять все" нельзя, и задумался о дальнейшем обучении. Родители купили аттестат зрелости, заплатили за институт. Но, проучившись год, он бросил вуз. Опять поиски работы. Надо отдать должное - с переоценкой у Андрея все в порядке, поэтому, устраиваясь на очередную вакансию (с хорошим заработком), лгал, что имеет опыт продавца (работа в магазине грузчиком), опыт бармена (разносил пищу), опыт отделочника квартир (поработал на стройке) и т. д. Понятно, что он нигде долго не задерживался: везде "вкалывать" надо... В двадцать три Андрей сник, самооценка снизилась, друзьям он стал неинтересен, с девушками тоже что-то не клеится.

С одной стороны, приобретение различных трудовых опытов в той или иной деятельности - хорошая вещь, но не адекватна взрослеющему человеку. Пробовать себя надо раньше, как утверждают психологи, - уже в возрасте трех-шести лет в сюжетно-ролевой игре, когда дети отыгрывают ситуации профессионального самоопределения. Надо заметить, что дети играют в то, что видят в жизни взрослых. Сегодня малыши играют в бизнес, разъезжают в "мерседесах", смешно называя марки машин, которые слышат от взрослых, покупают "бриллианты" (а не молоко), "страдают" стрессами и синдромом усталости - просто все, как у взрослых. Отражая жизнь взрослых, дети, конечно же, не вдаются в подробности, как заработать на "мерседес". Важен процесс самой игры, а не результат - как это получилось у взрослых. Однако в жизни все не так, результат появляется гораздо позже зарабатывания средств.

К сожалению, ориентируясь лишь на результат, многие молодые люди так и остаются на стадии сюжетно-ролевой игры. Родители обращаются к своим знакомым с просьбой "пристроить ребенка" на работу. В этом нет ничего предосудительного: ведь ответственность за потенциального работника берет на себя рекомендуемый, оказывая ему кредит доверия.

А что, собственно, собой представляет молодой специалист, какой профессиональный опыт он имеет, какой вклад внес, где успел зарекомендовать себя? Небольшая зарплата многих молодых людей не устраивает, и в этом нет ничего плохого, если бы деньги не становились самоцелью. Чтобы разумно относиться к деньгам, нужно уметь с ними обращаться.

Отечественные исследования долгое время идеализировали представления о профессиональном пути, ровном и гладком от юности до старости в пределах одной выбранной профессии. Сегодня, даже имея профессиональное образование, молодым людям никто не гарантирует трудовую занятость с высокой оплатой труда, да еще и по профильной специальности. Тем не менее если есть шанс, почему бы не попробовать? При встрече с работодателем важно учесть определенные специфические аспекты, освоить навыки самопрезентации и коммуникации, чтобы и себя показать, и рекомендующих не подвести. В бизнесе это можно назвать "продажей" себя. В становлении конкурентоспособного специалиста важную роль играет учебное заведение, которое окончил молодой человек. Определяющим критерием также будет профессиональная квалификация. При первичном собеседовании в службе кадров кандидату на трудоустройство надо обязательно представить не только копию диплома, но и резюме, в котором необходимо отразить опыт профессиональной деятельности, которого, как правило, у молодых специалистов еще нет. Конечно, охотнее работодатель берет людей с опытом работы, и это понятно. Но каждый молодой человек имеет некий опыт в период прохождения учебной, производственной, преддипломной практики. Многие студенты "нарабатывают" опыт в свободное от учебы время. Все это необходимо отразить в резюме и "отрекламировать" в самопрезентации.

Презентация при первом собеседовании для многих молодых специалистов проблематична. Если к опыту профессиональной деятельности работодатель может отнестись снисходительно, то к такому критерию, как культура специалиста - общая (ценности и ориентации) и

Профессиональная, присмотрится с особым вниманием. Молодой специалист также должен быть способен обосновать свой профессиональный выбор, желание работать именно в этой компании.

Немаловажный фактор конкурентоспособности на рынке труда - иерархия мотивов, то есть мотивационная основа поведения человека. Это всегда один из самых главных вопросов работодателей.

При оценке кандидата используют несколько критериев:

* самоооценка, которая выражается в уверенности кандидата в своих силах (не путать с самоувереннностью), уважении к себе, умелой самопрезентации;

* уровень притязаний, который должен быть адекватен не только предполагаемой должности, но и самооценке;

* ответственность;

* планирование собственной карьеры, стремление к поставленным целям.

Важно проявить не только информационную готовность при приеме на работу, но и психологическую, то есть чувствовать себя конкурентоспособным, специалистом, имеющим свободу выбора, мобильным, динамичным профессионалом, которого отличает социальная, экономическая и интеллектуальная включенность в профессиональную среду выбранной им компании или учреждения. Важной составляющей для собеседования при приеме на работу будут не только навыки подготовки резюме и автобиографии, но и анкет, которые предложат кандидату кадровые работники компании.

Рейтинг: 
0
No votes yet